Сегодня миллионы украинцев активно пользуются услугами экспресс-доставки, ведь у многих из нас часто возникает необходимость отправить посылку родственникам, переслать нужные документы или приобрести товар в интернет-магазинах, популярность которых за последние годы выросла значительно. Наши граждане все реже выходят из дому, чтобы посмотреть на товар «живьем», и все чаще заказывают нужные им вещи в «сети». Мы привыкли, что получить заказанный товар на руки зачастую можно только придя в отделение одного из почтовых операторов, при этом приходиться отстоять очередь и только потом радоваться новой покупке.
У этой процедуры есть один существенный минус - наше время. Во-первых, не всегда отделения необходимой вам компании находится в «пяти минутах ходьбы». Особенно это касается небольших городов и поселков. Иногда, люди тратят половину рабочего дня, чтобы добраться до пункта назначения. Это долго, сложно и утомительно. Во-вторых, почтовые отделения имеют свой четкий график работы. Мы не всегда успеваем «вырваться на обед» или заскочить после работы в почтовое отделение, чтобы забрать/отправить посылку. В-третьих, - это очереди, которые,к сожалению, являются неотъемлемой составляющей наших будней. Поэтому, если вы занятой человек и ваше рабочее время «расписано по минутам» - шансы получить или отправить посылку тогда, когда вам это нужно фактически равны нулю. Но не спешите «посыпать голову пеплом» - решение этой проблемы есть. Это - почтоматы .
Что такое почтомат?
Помните, как выглядят автоматизированные камеры хранения на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях?Так вот: почтомат внешне очень напоминает эти камеры.
Почтомат - это автоматический почтовый терминал самообслуживания, в котором клиент может в удобное для него время самостоятельно получать посылки. Он оснащен множеством ячеєк, представляющих из себя ящики разного размера для хранения заказов, и центральной консолью с сенсорным экраном для управления процессом получения заказов, слотами для оплаты пластиковой картой и наличными средствами. Важная деталь – пока в Украине через почтоматы можно доставлять груз весом не более 30 кг, так как размер ячеек ограничен.
Система довольно проста и удобна в использовании: покупатель, заказав товар, выбирает ближайший или наиболее удобный почтомат из списка; в момент прибытия заказа ему высылается уведомление через SMS. Для получения товара необходимо ввести индивидуальный код, который будет отправлен вместе с уведомлением о прибытии заказа, после чего в почтомате открывается ячейка, в которой хранится заказ. Денежные средства передаются через владельца автоматизированной системы отправителю.
Европа сказала почтоматам «да»
Впервые почтоматы появились в 2001 году в Германии и Австрии. За четырнадцать лет аппараты получили широкое распространение во всей Западной Европе и стали восприниматься так же обыденно, как и почтовые отделения. Мировым лидером рынка автоматизации почтовых услуг в Европе является австрийская компания KEBA, она разработала уникальные решения по управлению станциями, работающими во всем мире. Вообще, развитие сети почтоматов – это общемировой тренд. К примеру, 55% британских потребителей предпочитают забирать покупки в ближайшем от дома месте, вместо того, чтобы платить за доставку и ожидать курьера. Более 2,5 млн поляков постоянно используют почтовые терминалы. По прогнозам компании Deloitte, количество почтоматов, установленных в Европе в 2015 году, достигнет полумиллиона, что на 20% больше, чем в предыдущем году.
А как у нас?
В Украине первые почтоматы появились в 2012 году. Тогда пилотный проект запустила компания PickPoint, но он не был слишком успешным. Реальный толчок для развития рынок этих терминалов получил только в 2014-м году, когда к системе присоединились ведущие компании, занимающиеся грузовыми перевозками и экспресс-доставкой. Одной из первых стала компания ИнТайм, которая начала работу с почтоматами Приватбанка. Неудивительно, что на запрос «почтоматы» в сети Google, в первую очередь, поисковик отсылает вас на сайт ИнТайма. Вскоре к рынку почтоматов присоединилась «Новая Почта», «Деливери», «Ночной Экспресс», «Мист-Экспресс» и ряд других компаний.
На украинском рынке есть четыре компании, владеющие собственной сетью почтоматов. Это уже упоминаемая нами PickPoint (свыше 500 станций), ПриватБанк (более 1000), InPost (40 почтоматов в Киеве) и компания Poshta.ua (только вышла на рынок). Существенным недостатком украинского рынка почтоматов является слабо развитая сеть. И если в крупных городах почтоматные станции можно встретить довольно часто, то в отдаленных уголках Украины их пока, очевидно, не хватает. Владельцы почтоматов это понимают и активно работают как над увеличением количества самих аппаратов, так и над расширением «географии» своих представительств. Планируется, что новые почтовые системы будут устанавливаться в удобных для получателей местах. На АЗС, в торговых центрах, возле станций метрополитена и транспортных развязок, в банковских отделениях. Так, Приват Банк до конца 2015-го планирует обслуживать 1300 точек выдачи посылок. Poshta.ua, по словам директора компании Pay&Go Андрея Полянского, планирует до конца года функционирование 250 почтоматов, а в следующем году увеличит их количество до 850 единиц. InPost - польская компания, которая имеет представительства в 22 странах с общим количеством 3500 почтоматов, только осваивает украинский рынок. Пока она представлена лишь в Киеве. Но в 2015-м планирует существенно увеличить количество почтоматов в других регионах Украины.
Развитие и перспективы
Заинтересованы в развитии украинской сети почтоматов и ведущие игроки на рынке экспресс-доставки. Ведь в основном именно они доставляют нужную получателю посылку в заветную ячейку почтомата. Популярность почтовых терминалов и количество пользователей этой услуги постоянно растет, а, следовательно, и перевозчики должны развиваться в соответствии с требованиями времени. «Мы были одной из первых компаний-перевозчиков, которая активно включилась в работу с почтоматами, - рассказал нам руководитель проекта« Почтоматы »в компании ИнТайм, Андрей Калашник. - И если в начале проекта у нас было 15-20 отправлений в месяц, то сегодня эта цифра составляет более 200 отправлений за тот же период. И эта цифра постоянно растет. Сегодня, компания ИнТайм обслуживает более 800 почтоматов Приватбанка в различных регионах и населенных пунктах Украины. Мы планируем увеличивать свое присутствие на этом рынке».
Эксперты утверждают, что рынок почтоматов в Украине фактически только зарождается. Но в то же время он считается крайне перспективным. Так, по данным исследования GFK, доставка через почтоматы пока занимает долю в 3% от общего объема отечественного рынка почтовой логистики, но продолжает стремительно расти. « В странах, где мы уже успешно внедрили наш сервис, более 50% онлайн-покупателей отдают предпочтение доставке через почтоматы. В Украине, где объем интернет-торговли растет быстрыми темпами, мы видим для себя большие перспективы и планируем достигнуть показателей сравнимых с европейскими рынками, где наш сервис занял прочные позиции ,– пояснил генеральный директор InPostUkraine Вальдемар Бжоска.
В то же время, генеральный директор компании PickPoint Игорь Орт считает, что с помощью терминалов украинцы ежегодно получают не менее 10 млн посылок. «На фоне подорожания топлива выдача товаров через почтоматы становится еще более привлекательной для потребителей и интернет-магазинов», - рассказывает он.
По словам операционного директора InPost в Украине Ксении Эйхлер, объем посылок в почтоматах компании за полгода вырос вдвое. Почтоматы позволяют бизнесу решить две проблемы: более полно удовлетворить потребности клиента и оптимизировать затраты на логистику, говорит Эйхлер. «Доставка в почтоматы более дешевая - 17-19 грн - из-за других логистических процессов. Сейчас это особенно актуально, поэтому рост рынка доставки в почтоматы неизбежен, как и приход новых игроков», - добавляет она.
Украинцы полюбили почтоматы
Со слов экспертов, можно сделать вывод, что наши граждане положительно воспринимают новинку на рынке почтовых услуг. Ведь если увеличивается количество доставок через почтоматы, а компании-владельцы планируют расширять сеть терминалов, очевидно, что на эту услугу - особый спрос. В интернете, на различных форумах, можно увидеть достаточно много положительных отзывов о работе новой системы.
Например:
«... открылись Почтоматы. У меня сестра так получает подарочки. Купила презентик и отправила. Удобно и быстро. У нее отделение Приватбанка (с почтоматом) совсем рядом возле работы»(http://otzovik.com/review_1917030.html).
Единственное, что настораживает украинцев в работе ноу-хау, это, по их мнению, отсутствие гарантий в том, что тебе пришлют именно то, что ты заказывал. «Один нюанс при получении в почтомат: если в посылке вместо товара будет «мусор» - кого искать крайнего? Никому ничего не докажешь! Отправитель скажет:«ничего не знаю, я вам отправил товар (допустим моб. телефон), а то что вы реально получили «кирпич» так я здесь при чем?» А если получать в отделении, то можно сразу на месте вскрыть посылку и в случаи чего составить акт».
Однако эта информация не соответствует действительности. Получатель может отказаться от товара и вернуть свои средства, в случае, если он не доволен тем, что обнаружил в своем почтовом ящике. «Клиенту нужно позвонить на номер 3700, сообщить об отказе. Это нужно сделать в течение 20 минут после того, как вы достали посылку из почтомата. После чего обратиться за консультацией к сотруднику банка. Затем положить посылку обратно в ящик. Средства вернут на мобильный телефон получателя переводом PrivatMoney», - объяснили нам в одном из отделений ПриватБанка.
Итак, заказывая доставку через почтомат, вы существенно экономите свое время. Особенно, если почтомат работает по системе 24/7, то есть круглосуточно. Вам не нужно ехать в отделение почтовой компании, стоять в очереди. Процедура получения посылки через терминал займет у вас 3-4 минуты вашего времени. Кроме того вы экономите не только время, но и собственные средства - доставка через почтомат дешевле, чем через отделение почтовой компании. Еще одно существенное преимущество - почтотомат не привязывает вас к паспорту. Получить посылку может любой человек, которому известен код операции. Если у вас нет возможности самостоятельно забрать товар вы спокойно можете попросить помощи у своих родственников или друзей. Для этого, им просто надо сообщить код, полученный вами с помощью SMS-сообщения. Еще вы можете рассчитываться как наличными, так и платежной картой. И наконец, если вас не устраивает качество товара, который вы получили в ящике - не переживайте. Вам вернут ваши деньги.
Обновлено 21.07.2015 18:11