Планирование потребности в товарах, сырье и расходных материалах придерживается следующих принципов:
1) согласование потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства готовой продукции;
2) разбивка по времени.
Возможные причины, по которым закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у изготовителя:
1) закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента;
2) цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товары по следующим ценам:
- для мелкооптовых покупателей – 10 уе. за единицу;
- для крупнооптовых покупателей – 8 уе. за единицу.
Посредник, закупив крупную партию по 8 уе. за единицу, разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 12%-ной наценкой, т.е. по 8,96 уе. за единицу. Посредник может позволить себе это, так как он специализируется на разукрупнении партий. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, и он вынужден продавать мелкооптовые партии по 10 уе., а не по 8,96 уе.
3) изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.
Планирование закупок
Анализ потребностей в материалах и комплектующих:
- какие материалы необходимы?
- в каком количестве?
- время;
- возможности поставщика;
- затраты на покупку.
Методы определения потребности в материалах:
- детерминированный;
- стохастический – учитывает вероятности;
- эвристический – учитывает опыт работ.
Методы закупок:
- оптовые закупки;
- регулярные закупки;
- регулярные закупки по котированным ведомостям;
- получение товара по мере необходимости.
Методы получения и оценки предпочтений поставщика:
1. Конкурентные торги (тендер)
2. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем
Тендер – форма выбора поставщика, используемая при желании наладить долгосрочное сотрудничество и получить большой объем закупки. Потребитель при этом совмещает получение наиболее выгодного предложения и выбор партнера по бизнесу.