Управление транспортом

Управление транспортом в процессе физического движения товаров на пути от производителя к потребителям через сформированные логистические каналы распределения состоит в последовательном решении следующих задач:

  1. Выбор вида транспорта и определение мест и способов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.
  2. Маршрутизация этого движения для видов транспорта, свободных в определении трассы движения (например, для автомобильного транспорта в отличие от железнодорожного).
  3. Контроль и управление движением транспорта в ходе доставки товаров по логистической цепи.

Выбор вида транспорта часто бывает безальтернативным и полностью определяется взаимным расположением производителя, центров консолидации и распределения, числом посредников и характером их деятельности, числом и расположением потребителей и их поведением в процессе закупочной деятельности.

Если, например, груз может быть доставлен из одного места в другое железнодорожным и автомобильным транспортом, необходимо сделать правильный выбор варианта перевозок.

При осуществлении такого выбора следует учитывать свойства перевозимого груза и различных видов транспорта, которые были рассмотрены и классифицированы выше, а также ситуацию на рынке фирм-перевозчиков. Сюда же относится и наличие у перевозчиков той или иной стратегии управления транспортировкой, предоставление ими дополнительных услуг и уровень информатизации и контроля всего процесса транспортировки.

Кроме названных, на выбор сочетания видов транспорта влияют:

  • необходимость создания транспортных коридоров, т. е. такой части национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные по объему и/или интенсивности более или менее постоянные перевозки между отдельными регионами;
  • целесообразность создания транспортных цепей, т. е. таких перевозок или их этапов, когда при использовании даже различных видов транспорта сами грузы остаются в неизменном виде, представляя собой грузовой пакет или, что удобнее, стандартизованный контейнер;
  • возможность технологической увязки и совместного планирования транспортировки с производством и выпуском готовой продукции и с процессом складирования;
  • возможность в случае смешанных перевозок взаимоувязки и совместного планирования процессов транспортировки для различных видов транспорта.

Под влиянием логистических концепций KANBAN и "точно в срок" пользователи транспортных услуг стали отдавать предпочтение таким критериям оценки работы транспорта, как соблюдение временных графиков доставки грузов (в зависимости от продолжительности планируемой поставки считаются допустимыми следующие отклонения: для восьми-12 недель - 25 %; четырех-восьми недель - 10; менее четырех недель - 1 %), ответственность за удовлетворение текущих потребностей в перевозках и возможность отслеживания движения груза.

По данным социологических опросов, повышение значимости вышеуказанных критериев наблюдалось у 90 % фирм, принявших на вооружение логистические концепции KANBAN и "точно в срок". Одновременно половина этих фирм важное значение придает таким факторам, как близость расположения терминалов, размер тарифов, протяженность маршрутов и наличие специализированного подвижного состава.

Задача маршрутизации грузопотоков становится особо актуальной в условиях многовариантности распределения таких потоков. Это характерно для автомобильного транспорта, в значительно меньшей степени - для воздушного или морского, и совсем в малой степени - для речного и железнодорожного транспорта. Поэтому для этого случая ограничимся рассмотрением проблемы выбора маршрута и интенсивности перевозок применительно к автомобильному транспорту. Такое ограниченное рассмотрение является общепринятым.

В самом общем виде транспортная задача в рамках линейного программирования формулируется следующим образом, имеется т поставщиков (или локальных складов), располагающих определенным ограниченным запасом продукции, и п потребителей данной продукции. Известны затраты на транспортировку единицы продукции от любого поставщика к любому потребителю. Необходимо прикрепить потребителей к тем или иным поставщикам, чтобы суммарные транспортные расходы на доставку всей продукции были бы минимальны.

Цели минимизации (вид так называемой целевой функции) в каждом конкретном случае могут быть различными. При маршрутизации автомобильного транспорта в зависимости от поставленных целей методами линейного программирования решаются следующие задачи:

  • определение числа ездок для заданного времени пребывания автомобиля в наряде, при котором обеспечивается минимум потерь рабочего времени;
  • закрепление потребителей за поставщиками однотипной продукции, при котором обеспечивается минимум холостых пробегов;
  • увязка ездок отдельных автомобилей с целью обеспечения минимума холостых пробегов;
  • определение последовательности объезда при составлении развозочного и сборочного маршрутов, которая обеспечивает минимум пробега в процессе этого объезда;
  • распределение автомобилей и средств механизации погрузки и выгрузки по рабочим маршрутам, которое обеспечивает максимальное использование этих автомобилей и соответствующих средств механизации.

Применение экономико-математических моделей и компьютерных методов их анализа позволяет составить рациональные маршруты перевозок и графики доставки заказов потребителям.

Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов.

Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующими соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляется договор перевозки. В этом документе перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель - в установленном порядке оплатить работу перевозчика.

Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности. Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.

В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки.

Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа.

На накладной ставят штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.

При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку, а для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвращен по окончании работы.

При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем же расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т. е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т. е. поручительным, и предъявительным, т. е. действительным по факту его предъявления.

Если используемое судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, составленный договор морской перевозки называется чартером. Коносамент обязательно составляется и в этом случае, но служит лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении.
В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (т. е. по принципу "море-река") или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ так и называется "накладная". Если же осуществляется межпортовая перевозка, т. е. морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер.

При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обычно перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладные для перевозки грузов речным транспортом выполняются в нескольких вариантах: для сухогрузов, универсальных контейнеров, буксировки, для нефтепродуктов и смешанных перевозок.

Наконец, перевозка грузов воздушным путем также осуществляется согласно соответствующим образом оформленной накладной.

Правильное и оперативное решение вопросов, связанных с ходом транспортировки, являющейся неотъемлемым звеном всего производственно-сбытового процесса, должно базироваться на следующих факторах:

  • повышение технического уровня транспортировки, связанного с широкомасштабной информатизацией на основе применения компьютерной техники,
  • организационно-методические мероприятия, базирующиеся на концепции логистики, рассматривающей движение материального потока как единого целого.

Надо иметь в виду, что на самом деле оба этих фактора взаимосвязаны. Повышение уровня информатизации дает техническую возможность рассматривать весь материальный поток от производителя к потребителю как единое целое С другой стороны, интегрированный подход к материальному потоку требует сбора и обработки информации о всех деталях его фактического движения, в том числе о ходе выполнения во всех аспектах различных договоров о перевозке.

В настоящее время в связи с развитием логистических функций, базирующихся на высокой информатизации транспортного процесса, возникла возможность осуществления смешанных контейнерных железнодорожно-автомобильно-водных перевозок.

Для сопряжения различных видов транспорта создается развитая сеть портовых сооружений, погрузочно-разгрузочных терминалов, складских сооружений, подъездных путей, сортировочных сооружений, маневровых средств и погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств.

Поэтому наряду с управлением коммерческими операциями транспортировки (подготовкой и приемом грузов, оформлением документов, взиманием оплаты и различных сборов, пломбированием, оформлением переадресовки, выдачей получателям) осуществляется управление технологическим процессом транспортировки.
Этот технологический процесс выполняется персоналом и оборудованием соответствующих звеньев транспортной цепи, и не может ни при каких обстоятельствах быть нарушен.

 

Всё о логистике

Маршрутизация доставок
Транспортная биржа
Биржа Транс
Карты по квадратам
Европа
Азия
Австралия
Файлы для логистов
Образцы документов
Полезные файлы
Транспортный блок
Автоперевозки
Что нужно учитывать при организации автомобильной перевозки груза?
Упаковка грузов при автомобильных грузоперевозках
Страхование груза – защита от неприятностей
Плюсы и минусы автоперевозок
Особенности подвижного состава
Как подготовить автоперевозку негабаритного или тяжеловесного груза
Возможные перевалки в процессе автоперевозки
Ж/Д перевозки
В каких ситуациях рационально выбрать железнодорожный вид транспорта?
Преимущества и недостатки ЖД перевозок
Виды сообщений в железнодорожном транспорте
Контейнерные перевозки грузов Ж/Д транспортом
Габаритные размеры контейнеров
Размещение и крепление грузов в вагонах
Типы вагонов
Инкотермс 2010
EXW
FCA
FAS
FOB
CFR
CIF
CIP
CPT
DAT
DAP
DDP
Стартовая книга логиста
Общая характеристика логиста и его обязанностей
Таможня и ВЭД
Складская логистика
Производственная логистика
Логистика запасов
Дистрибуция и распределение
Закупочная логистика
Практический блок
Маркировка грузов
Размеры и схема размещения паллет в контейнере
Схемы размещения груза в автотранспорте
Типы и виды полуприцепов и грузовых автомобилей
Типы и размеры паллет
Что нужно для организации перевозки груза автомобильным транспортом
Блок теории
Транспортная логистика
Эксплуатационные показатели различных видов транспорта
Управление транспортом
Транспорт как самостоятельная область логистики
Тарифы
Сущность и задачи транспортной логистики
Принцип транспортной логистики
Основные виды перевозок
Классификация перевозимых грузов
Грузовая единица
Выбор вида транспортного средства
Что такое TIR (МДП)?
Закупочная логистика
Этапы решения задачи выбора поставщика
Этапы закупочной логистической деятельности на предприятии
Принципы планирования потребности в товарах, сырье и расходных материалов
Понятие закупочной логистики
Оценка эффективности закупочной логистики
Методы управления закупками
Задачи и задания закупочной логистики
Выбор поставщика
Производственная логистика
Традиционная и логистическая концепции организации управления производством
Толкающая и тянущая системы
Суть и задачи производственной логистики
Современные многономенклатурные гибкие производственные системы
Производственные процессы на предприятиях, их структура и классификация
Принципы организации производственного процесса
Организация производственного процесса
Организация материальных потоков в производстве
Логистика запасов
Анализ ABC-XYZ в управлении материальными запасами
Классификация материальных запасов
Место логистики запасов в логистической системе
Определение потребности в материальных ресурсах
Оптимизация материальных запасов
Основные системы управления запасами
Типы моделей управления запасами
Целевые функции математических моделей управления запасами
Что такое запас? Причина его возникновения
Таможня и ВЭД
Необходимые документы для получения разрешений
Перечень документов для таможенного оформления ИМПОРТ
Технология оформления груза на склад временного хранения (СТЗ)
Технология оформления груза «с колес» (новый товар, ранее не оформляемый)
Дистрибуция и распределение
Логистические каналы и сети в логистике
Логистические посредники в распределении
Оптимизация распределительной деятельности
Организация и управление системой распределения на предприятии
Планирование распределения
Системы распределения продукции
Складская логистика
Эффективность складирования
Функции складов
Формы организации складского хозяйства
Тара и упаковка в складской системе
Структура системы складирования
Склады, их определение и виды
Роль складирования в логистической системе
Основные показатели складской деятельности
Основные зоны склада и их характеристики
Назначения складов и складские подсистемы
Назначение различных складов по видам логистики и запасы
Логистические процесы на складе
Классификация складских помещенией
О логистике
Стратегия и планирование в логистике
Методы оценки логистическиз затрат и пути их оптимизации
Логистическая функция
Логистика, обьект и предмет логистики
Логистика и финансы
Логистика и планирование производства
Концепции логистики
Задачи и цели логистики

Реклама на Logist Club - клуб логиста

Поиск по сайту

Авторизация

Facebook Image
Facebook Image

Реклама на Logist Club - клуб логиста

Реклама на Logist Club - клуб логиста

 

Яндекс.Метрика