Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.
Склады распределительной логистики , основное назначение которых — преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.
Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.
Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах; здесь надо осуществлять механизированную обработку грузов, возможно, с ручной комплектацией.
Запас можно определить как материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении.
Запасы классифицируются следующим образом:
- снабженческие;
- производственные;
- сбытовые (товарные);
- складские;
- транспортные.
Три вида товарно-материальных запасов:
1) сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо);
2) товары, находящиеся на стадии изготовления;
3) готовая продукция.
В зависимости от целевого назначения запасы подразделяются на следующие категории:
а) технологические
(переходные), движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;
б) текущие
(циклические), создаваемые в течение среднестатистического периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
в) резервные
(страховые, или буферные); иногда их или называют запасами для комплектации случайных колебаний спроса (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует
три вида возможных издержек
, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
1) издержки в связи с невыполнением заказа
(задержкой с отправкой заказанного товара) – дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
2) издержки в связи с потерей сбыта
– когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществленной торговой сделки);
3) издержки в связи с потерей заказчика
– когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
1)
возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2)
колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3)
осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Проблема запасов не может быть решена, если отдельные функции организованной структуры будут развиваться некомплексно. Требование оптимизации запасов привело к необходимости разработать единую концепцию ответственности за товарно-материальные запасы.